Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

2385914 2.jpg


Профилактика негативных явлений

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Нормативно-правовые документы
  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  • Доклады, выступления и статьи первых лиц государства, общественных организаций

  • Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 года N 120-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) О противодействии терроризму
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:

  • Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р План мероприятий на 2015 — 2017 годы по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. N 06-224 Рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации
  • Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
  • Приложение к приказу Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

  • 1. Профилактика экстремисских проявлений

    Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распостранению идеологии терроризма в субъектах РФ

    Экстремизм опасен для общества

    2. Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершенолетних

    Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

    3.Нарушение поведения дошкольников, методы и приемы коррекции

          Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности.

    В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей.

    Особо актуальной является проблема детской агрессии. Проблема агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства, были рассмотрены в работах отечественных психологов Гаспаровой, Кошелевой, Румянцевой и многих других.

    Проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Гаспарова, Захаров, Орлов. Тревожность рассматривали Синягина, Захаров.

    Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.

    Согласно справочной литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

    В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения.

    Для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении:

    1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности поведения являются нормальным только для детей определенного возраста и часто поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально.

    2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний должны вызывать тревогу у взрослых.

    3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Все эти колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка.

    4. Социокультурное окружение. Поведение ребенка должно оцениваться нормами его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

    5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с несколькими эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

    6. Тип симптома. Симптомы бывают разные. Одни обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие - психическим расстройством.

    7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства.

    Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

    8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.

    9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

    Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

    Условно можно выделить 3 группы детей, имеющих поведенческие проблемы:

    1. Агрессивные дети - выделяя данную группу, важно оценить степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших данное нарушение поведение.

    2. Эмоционально и двигательно-расторможенные дети - относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг или страдают, то их экспрессивное поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим.

    3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это дети, стесняющиеся выражать свои эмоции, тихо переживающие свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

    В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

    Агрессивность. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

    Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают вещи.

    Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

    Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов.

    Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет.

    Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, причиняющее и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и требующее преодоления.

    Застенчивость. Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, - вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться.

    Застенчивые дети представляют собой многочисленную категорию, которые ничем особенным не выделяются из общего количества детей, а часто являются «удобным».

    Эти дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Очень часто застенчивый ребенок бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием.

    Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать.

    Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат.

    Застенчивый дошкольник не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого и застенчивого ребенка железная воля и очень властный, упрямый характер.

     

    Профилактика нарушений поведения в детском возрасте

    Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

    Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты.

    Факторы риска - биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Факторы риска – это генетика, трудный темперамент, неадекватные родительские навыки, плохой родительский мониторинг и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей).

    Выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.

    Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики, которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.

    Защитные факторы - те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска, способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области).

    К ним относят: генетику, интеллект, спокойный темперамент, хорошие отношения с опекающими лицами, позитивные отношения со сверстниками, позитивные отношения с педагогами, эффективные родительские навыки, эффективный родительский мониторинг.

    Опираясь на факторы защиты можно выделить направления профилактических мероприятий:

    · Построение отношений с воспитателями и педагогами;

    · Оптимизация детско-родительских отношений;

    · Организация развивающей среды.

    В ходе экспериментальных исследований было выявлены ряд личностных качеств педагога, прямо или косвенно влияющих на расстройства поведения у детей: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей. агрессия поведение застенчивость дошкольник

    Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Условием развития самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их родительских функций.

    Преодоление поведенческих нарушений у детей возможно также через организацию развивающей среды.

    Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.

    Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

    Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д.

    Яркость, необычность оборудования пространства, не только обеспечат детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности

    Следовательно, профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

    Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты.

    Выделяют основные направления профилактических мероприятий: построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии.

    Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации.

    Оптимизация детско-родительских отношений нацелена научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка, на положительное восприятие родителями их родительских функций. Для этого применяются групповые терапии, групповые консультации, инструктаж. Грамотное построение развивающего пространства детского сада тоже является мощным профилактическим средством нарушений поведения детей дошкольного возраста.





    Последние новости

    Важная инфоромация

    12.11.2020 Важная инфоромация ...

    "День народного единства"- праздник сплоченности многонациональной страны

    03.11.2020 "День народного единства"- праздник сплоченности многонациональной страны 4 ноября вся наша Россия отмечает день...

    Снова Осень золотая к нам пришла

    29.10.2020 Снова Осень золотая к нам пришла ...


    Новости 1 - 3 из 196
    Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

    Новости образования Крыма

    27.11.2020

    Валентина Лаврик вручила памятные медали в честь 80-летия профессионально-технического образования

    Награды вручены 15 педагогам, мастерам производственного обучения и другим сотрудникам профессиональных образовательных организаций Крыма


    27.11.2020

    Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи провел обучающий онлайн семинар на тему: «Профилактика семейного насилия»

    В мероприятии приняли участие 42 работника территориальных центров для семьи, детей и молодежи


    0+